Главная » Статьи » Мои статьи |
Применение технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям. Прежде всего - это самостоятельное мышление. На уроках каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся. Никто не может думать критически за кого-то, ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Технология развития критического мышления (ТРКМ) помогает учить школьников решать различные проблемы, с которыми им придётся столкнуться в жизни, что особенно важно в обучении ОБЖ. ТРКМ служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет школьникам не только осваивать алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их, т.е. применять формулу безопасности в повседневной жизни. Развитие аналитического и критического мышления позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами кабинета ОБЖ. Особенности ТРКМ в рамках предмета ОБЖ можно сформулировать следующим образом: - применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока; - получая определённую информацию, ученики учатся управлять ею, находить в ней смысл, применять в жизни. ТРКМ даёт учителю возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний. Применяя ТРКМ на своих уроках, использую различные приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в классе атмосферу партнёрства, помочь учащимся стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учёбе. Стараюсь на уроке создать условия своим ученикам для изучения нового материала, а затем помочь им творчески переработать и обобщить полученные знания. Урок структурно состоит из трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу соответствуют свои приёмы и методы. Уроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов. 1 этап – вызов. А) кластеры – способ графической организации материала, позволяющие наглядно показать мыслительные процессы на ту или иную тему. Посередине тетрадного листа или классной доски рисуется овал, в котором прописывается ключевое слово темы, как спутники у планеты или грозди ягод, затем учащиеся прописывают идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Таким образом, у каждого «спутника» появляется свой «спутник», и получается у каждого индивидуальная структура, которая графически отображает именно его размышления по данной теме. При этом дети продолжают работу, пока не иссякнут идеи, не боясь записывать всё, что они думают, стараясь построить как можно больше связей. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации и можно применить её для изучения любой темы. Например: 6 класс. Тема « Сигналы бедствия и сигнальные средства». Например: 9 класс. Тема «Рациональное питание». Даётся задание создать кластер «Режим питания». Например: 11 класс. Тема: «Заболевания, передаваемые половым путём». Даётся задание создать кластер «Факторы, способствующие возникновению заболеваний». Например: 5 класс. Тема «Средства бытовой химии». Даётся задание составить список известных вам средств бытовой химии, имеющихся в вашем доме, а затем сообща прописываются опасности каждого вещества. Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника. Например: 9 класс. Тема: «Искусственная вентиляция лёгких». Даётся задание в части вызов расположить в определённой последовательности ключевые слова: валик, рот, проводник, инородные тела, выдох, голова, галстук, нос; в части осмысления – прочитав текст учебника, внести изменения или дополнения в свою ранжировку. Г) Мозговая атака. Предлагаю работу в паре или в группе. Преимущество этой формы в том, что учащиеся, которым трудно высказать своё мнение перед аудиторией, получают уверенность в своих силах, предлагая свои идеи, работая в паре. Обменявшись мнением с соседом, такой ученик легче выйдет на контакт со всей группой. На этапе осмысления лучшая идея прорабатывается, а на этапе рефлексии может быть получен конечный продукт. Например: 7 класс. Тема «Наводнения» даётся задание разработать памятку для населения по правилам безопасного действия во время угрозы наводнения. Например: 5 класс. Тема «Электричество». Даётся задание составить совет другу как уберечься от поражения электрическим током. Данный приём помогает школьникам нудный и скучный текст прочитать внимательно. Например: 8 класс. Тема «Аварийно опасные химические вещества». Даётся задание для заполнения таблицы: «Плюсы и минусы АХОВ». Например: 11 класс. Тема: «Заболевания, передаваемые половым путём». Даётся задание создать кластер «Факторы, способствующие возникновению заболеваний». Например: 9 класс. Тема «Личная безопасность». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы сели в автобус и увидели под сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчит провод и кусок изоленты. Ваши действия. Например: 7 класс. Тема «Землетрясения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Во время внезапного землетрясения вы оказались в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия. 2 этап – осмысление. Предлагаю обучающимся найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов. А) Взаимоопрос. Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. Например: 8 класс. Тема: «Экологическая безопасность». Определяются роли для проведения суда над металлургическим комбинатом, загрязняющим окружающую среду - судья, адвокат, директор комбината, больной, свидетели, эксперт. Данный приём помогает учащимся лучше усвоить тему урока, особенно тем, у кого есть проблемы с устными ответами, т.е. происходит самовыражение через рисунок. Например: 5 класс. Тема «Средства пожаротушения». Даётся задание нарисовать средства пожаротушения, которые встретились в тексте. Затем ученики обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга. 6 класс: тема: Автономное существование человека в природе. Читается отрывок из романа «Всадник без головы», где описывается, как заблудились люди в прерии. Даётся задание нарисовать предметы, которые явились ориентирами, при помощи которых группа нашла выход. Используя отрывки из художественных произведений, можно знакомить учащихся с ЧС, а через рисунки ярче запомнятся правила поведения в экстремальной ситуации. Этот метод можно использовать не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой - обучающиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую – записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках.. Например: 6 класс. Тема: «Съедобные и ядовитые ягоды и грибы». Даётся задание заполнить таблицу. Левую часть до прочтения текста, правую – после прочтения. Например: 7 класс. Тема: «Бури, ураганы». Этот метод подходит для изучения любой темы из курса ОБЖ. Этот приём служит развитию умения обосновывать, аргументировать, и следовательно, правильно действовать. Предлагается схема в виде дерева, где ствол – тема, листья – прогнозы, ветки – аргументы. Например: 10 класс. Тема: «Инфекционные заболевания».
3 этап – рефлексия.
На этом этапе анализируется полученная информация, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают. Приёмы и методы данного этапа: заполнение кластеров, дискуссия, написание творческих работ (сочинения, слоганы, синквейны и др.) А) Игра «Да – нет». Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно. Например: 10 класс. Темы: «Ядерное оружие». Вопросы: - Это оружие массового поражения? - Является ли ударная волна основным поражающим фактором? - Электромагнитный импульс способен вызвать ожоги? - Скорость ударной волны 100 м/с? - Подвальные помещения могут служить преградой от светового излучения? - Древесина толщиной Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Например: 9 класс. Тема: «Здоровый образ жизни»; 11 класс. Тема: «Брак и семья». Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна создать памятку подростку и защитить её. Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы на заданную тему. Хочешь очень долго жить – Надо с ЗОЖ тебе дружить! Г) Сочинение синквейнов (пятистиший). Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах. Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях. Например: 8 класс. Тема: «Пожары и взрывы» Взрыв Опасный, смертоносный. Разрывает, поджигает, отравляет. Без паники покинуть здание. Пожар.
Д) Использование притч, афоризмов, пословиц, поговорок. Это своеобразные «якоря» памяти полезные при запоминании алгоритма поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Например: 5 класс. Тема «Формула безопасности» Одно из правил гласит – бороться до последнего. Е) Анализ сказок на современный лад. На примере детских сказок задаются вопросы-интерпретации, чтобы в вопросах звучала проблема, с которой они могут столкнуться в повседневной жизни. Например: 5 класс. Тема: «Чрезвычайные ситуации криминального происхождения». Задаётся вопрос: Заключение Предмет ОБЖ особенный. Дети на уроке должны чувствовать себя свободно, уметь обсуждать, спорить, доказывать, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (совет, памятка, обращение, презентация…). Во время урока нужно задействовать и разум, и чувства детей. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Знания могут позабыться со временем, а умение действовать в определённых ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроках, остаются надолго. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке, сформированность мотивации на обучение, осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни – всё это важно, т.к. от этого может зависеть в какой-то момент жизнь человека. ТРКМ в рамках предмета ОБЖ: - даёт возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные возможности обучающихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном развитии; - способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности; - влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса. | |
Просмотров: 3056 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |